Зазеркалье Анда

Анды и Кордильеры, и Гималаи.

У каждого времени - свой Рерих, путешествующий далекими заоблачными тропами.

В галерее "Неф" на Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры - выставка странных картин странного художника со странной фамилией Анд. Странный - странник - страна спящих скал. Вернее, Царица этих самих скал - так называется одна из последних картин Анда. Рокотовски - загадочное лицо над платьем-дымкой, которое (платье) при ближайшем рассмотрении оказывается скалистой грядой.

Странник, вестник, мистификатор - постоянные мотивы Анда. Мешочек красного бархата, свисающий под другим знакомым лицом в шутовском колпаке - Сальвадор Дали. А еще приделан колокольчик, можно дернуть и зазвонит. Мистификатору Сальвадору - мистификатор Анд. Звоните в Никуда!

В симпатичном двухэтажном домике "Нефа" при благоприятном стечении обстоятельств можно выпасть из пространственно-временного и каузального континиума. Выпасть Бог знает во что: в решающие моменты евангельской истории, застывшую музыку древнего рельефа или ошеломляющую ясность - прозрение вполне современного подсознания: Иногда так и обозначено : "Погружение в бессознательное". Субмарина. Почему ее когда-то назвали желтой? Знаешь? Тоже забивал?

Анд морщится. Человек строгих правил. Какие косяки? Работа день и ночь в тихой сосредоточенности. Комната-мастерская его напоминает каюту капитана Немо или келью отрока при Петербургской академии XVIII века. Линзы какие-то висят, отражатели света из фольги, камни, ракушки на полках. Узелки на память, сети для мелькнувших состояний, конденсаторы мгновений. Алхимик состояний, вдохновений, преображений.

Удивительно ложится на современное сознание. И, естественно, подсознание. Ибо что современное сознание без подсознания? Жертвы масс-медиа, виртуальные пленники! Анд протягивает вам соломинку тихой сосредоточенности. Это как Гребенщиков летней ночью на даче, а то и Моцарт.

Маковую соломку забвения, аутентики давно отзвучавшей гармонии. Только дай Бог мудрости й терпения дослушать, досмотреть до конца, не щелкнуть переключателем. Анд выстраивает кукольный домик старой доброй деревянной рамы, обволакивает лессировками, нагнетает туманы-сфуматто, как давно забьтый композитор-романтик.

Эти его зимние пейзажи с пеленой Андерсовского снега - где на киевских улочках брейгелевские фигуры, а у подножия такого узнаваемого Замка Ричарда разыгрывается настоящая сказка. Ощущение, что ты заснул и проснулся вроде в знакомом, но совсем другом мире. Где только щемящая грусть и метель, и одиночество, и теплый свет в окне. Где один склоненный силуэт его постоянного героя-путника выражает больше...

Красиво слишком получается? Но Анд все время балансирует на грани. Бесстрашно, надо признаться, балансирует. Недрожащая рука. За ней - поколения и поколения академической образованности. Вышеупомянутый Дали тоже лихо писал. И мог бросаться с любых берегов в любыее пучины.

Анд - дитя позднего времени, уставшего от пучин и катаклизмов. Гармонии взыскующего времени - так красиво раньше говорили. Анд красиво и пишет.

Лбом прислоняюсь к прохладной резной раме. Неужели еще кто-то так пишет? Темперные прокладки, ван-эйковские лессировки, знкаустика. Тихий шелест бесконечных страниц. Как называли старые рукописи с проступающими древними знаками - палимпсесты?

Анд Трисмегист, прирожденный герменевтик, вслушивается в давным-давно отзвучавшие мелодии, вытягивает их еле ощутимую ниточку-струну из хаоса забвения и выкладывает как драгоценность на бархатные подушечки своих странных картин. Археолог исчезнувших состояний, путешествующий сквозь века и культуры. Ниточки натянулись и дрожат, ограждая, конструируя мизансцену трагедии. Анд - режиссер своего конструктивистского театра, где само пространство вибрирует в заданном темпоритме. В последнее время эти нити обнажены и зримо проступают. Уходят предметы, реальность, которая может быть и случайна? Звучит лишь только музыка, ритм линий, объемов, плоскостей, воображения.

Предчувствую следующую выставку - "Анды Анда", где, уходя в заоблачные выси беспредметности, заблудится любой конквистадор, где каждый из нас снова станет мальчиком, читающим Гумилева, где за каждым углом будет... Никто не предскажет точно, что будет. Это у Шишкина количество медведей заранее подсчитано. А пока - виставка в "Нефе", самой фантасмагорической галерее сегодняшнего Києва.

Алексей Титаренко
Искусствовед Глава экспертного совета Ассоциации Арт галерей Украины

 
© 2011 Alexey And | Created by Webmayster.com
signatures
hand