Анд - еще молодой художник, но работы его находятся на той ступени, которой не всегда удается достичь многим зрелым заслуженным мастерам. Достойный ученик известного украинского художника Н.А.Стороженко, Алексей Анд перенял от своего учителя монументальность мышления, трепетное отношение к культуре прошлого, мастерство исполнения. Самым значимым по масштабам замысла и трудоемкости воплощения в творчестве Анда стал триптих "Древняя Русь" (1990 г.). Работа только что вернулась из Чикаго, куда уехала на выставку еще пять лет назад. За возвращение этого полотна Украина судилась с американской стороной, не желавшей возвращать работу. И вот, наконец, после всего пережитого картина стала украшением выставки. Тема триптиха - собирательный образ Киевской Руси. Художник видел свою задачу в том, чтобы заставить зрителя почувствовать запах и вкус давнего времени, воплотить концентрацию духа человека той эпохи. Грандиозность замысла предопределила и форму полотна - триптих.
На левой створке изображен летописец, на правой - иконописец. Это не конкретные исторические фигуры, а некий символ культурного подвижничества того времени, собирательный образ всех древнерусских летописцев и художников. Благодаря им до нас дошло живое слово и зрительные образы той эпохи. Из-под пера одного и кисти другого как бы возникает основная часть триптиха - образ Киевской Руси. В центре мы видим князя, попирающего ногами регалии побежденных врагов - тевтонские знамена, татаро-монгольский щит, знамена Польши.
А за его спиной грозное воинство. Слева от князя женские фигуры и дети, протягивающие к нему руки с мольбой о заступничестве, - как бы дух Ярославны из «Слова о полку Игореве». Общий фон центрального полотна - изображение священников со стягами и хоругвями и макетами древних храмов в руках как символами княжеств: Софии Киевской, Софии Новгородской, Кремля и Дмитриевского собора во Владимире. Широта замысла наложила отпечаток и на особенности выбора техники. Работа написана темперными красками с элементами холодной энкаустики - воско-лакового соединения бронзы и краски для создания золотого свечения триптиха. При грунтовке холста художник специально создавал шероховатость, стилизуя основу полотна под древнюю фресковую стену, чтобы через фактуру передать аромат той эпохи. Другие работы Анда носят камерный характер, но отражение определенной исторической атмосферы остается.
Наиболее сильной по концентрации духа и по тому болевому импульсу, какой получаешь от увиденного, стала работа "Фатальность". Сюжетной основой полотна служит евангельская Тайная вечеря: "Кто опустит руку со мной в чашу, тот предаст меня". На картине изображены двое - Христос и Иуда. Иуда слышит слова Христа, но не опустить вместе с ним в чашу руку не может - все предопределено. Для художника в этой работе главным было не изображение конкретного евангельского сюжета, а столкновение реального и астрального миров, света и тьмы - планетарная идея борьбы космических начал. Иуда написан зримо, конкретно. Христос же, напротив, - уже нематериальный, выходящий за конкретную плоскость картины, вневременной.
Это знак вечности. Своим предательством Иуда отправляет Христа в бессмертие. Художник вспоминал, что, работая над картиной, ощущал удивительное чувство: Иуда писался легко, но с таким же настроением и с этой же кистью невозможно было подойти к Христу. Нужны были особый настрой, другое состояние духа. В этой работе Анд невольно воплотил свое страдание и свою боль. Полотно писалось в 1991 году, когда все вокруг рушилось - не стало социальной поддержки молодым художникам, не было заказов, бездействовал Киевский художественный фонд.
И "Фатальность" стала для Анда как бы сублимацией конкретных душевных и физических страданий. Этой работой художнику удалось через кисть прочувствовать эпоху и религию, прикоснуться к христианству, чтобы через прошлое осознать день сегодняшний.
В картинах "Вестник" (1993 г.) и "Самсон" (1994 г.) художник снова обращается к истории, но ему важно не воплощение конкретного исторического события, а, опять же, воссоздание духа эпохи, проникновение в истоки нашего национального бытия. Анд в своих полотнах как бы путешествует во времени, прощупывая духовно-эстетические пласты других эпох, совершая таинство инкарнации атмосферы прошлого в современном полотне. "Эти работы - впечатление от сна, которое перенесло меня в прошлое", - говорит художник.
Тема странничества воплощена в полотнах "Метель" (1992 г.) и ''Странник": (1993 г.). Одинокий путник, пилигрим, идет сквозь зимнюю метель. Куда он идет? Зачем? Что ищет на своем пути? Странник в картинах Анда - это духовный автопортрет художника. Он стремится передать свое состояние и состояние природы через фактуру живописи. С помощью приема пуантилизма - точечных мазков краски - создается фактура для передачи движения, вибрации воздуха, имитация движения снега во время метели. Работы дышат пространством и воздухом.
Женские образы в работах художника "Погружение в бессознательное" (1996 г.), "Царица спящих" (1996г.), "Девочка с косичками" (1992 г.) - неопределенные характеры, а символы женской души. Художник попытался передать свое внутреннее состояние, свои поиски гармонии и красоты через героинь полотен. Кисть Анда нежна и музыкальна, ее трепетное прикосновение обожествляет натуру, потоки света выводят ее в космический простор. Возможно, такими нас видят инопланетяне. А вот еще один инопланетянин - гениальный сумасшедший Сальвадор Дали - в картине "Старый шут". "Я играюсь с темой Дали, как Дали играл со зрителями и с жизнью", - говорит художник. Перевернутый квадрат картины превратился в ромб, из угла которого на нас смотрят сумасшедшие глаза Дали, одетого в шутовской колпак. Портрет написан на черном фоне, все в себя вбирающем и все поглощающем. Это символ бездны, в которой есть все и из которой на нас взирает этот гениальный мистификатор и провокатор в искусстве.
Киевская галерея "Неф", созданная как логическое и неразрывное продолжение музея "Религия в истории культуры" Киево-Печерской лавры, предоставила свой зал художнику бесплатно, выступив в качестве организационного спонсора. Работы Алексея Анда будут экспонироваться теперь здесь.
Лиана Фесенко,
"Независимость" 28 июня 1996 года