alexey and«Есть вещи, которые даются не от земной грамоты, а от какой-то невидимой силы. Проходит время – и ты удивляешься: «Или ты это сделал, иль не ты?»

Сюжетная линия Алексея Анда растворяется в высокой духовности. Я считаю, что сюжет – это иллюстрация. А касательно духовности – это наивысшее проявление, и в этом проявлении творить не каждому удается.

Я хорошо знаю Алексея Анда как профессионала, как мастера – мастера рисунка, мастера живописи и композиции. В его творчестве элементы профессионализма как ремесла исчезают – и начинается настоящее искусство. Этим владеет Алексей Анд – мой любимый ученик».

Николай Стороженко
Профессор, академик НАМУ
Народный художник,
лауреат государственной премии Украины
им. Т. Г. Шевченко



Концепция ассоциативного символизма

     В литературе это понятие в начале уже прошлого века использует Вячеслав Иванов, обращаясь к творчеству Иннокентия Анненского и характеризуя его как поэтику недосказанности и намека.

     Для Алексея Анда ассоциативный символизм становится основой миропонимания и фундаментом художественного творчества. Используя различные техники, свето-тоновые вариации, он практически во всех своих работах избегает четких линий, обозначений предметов, лиц, силуэтов – мы всматриваемся в сюжет сквозь дымку, созданную художником, благодаря которой достигается гармоничное единение всех смысловых элементов картины. Автор не обозначает, а намекает, вместо точек он ставит многоточие и абсолютно не случайно, а вполне осознанно провоцирует нас на участие в процессе сотворчества, подталкивает к продуцированию все новых и новых ассоциаций, не ограниченных стереотипами и условностями. Анд хочет отойти от шаблонов традиционного понимания символов и переставить акценты с предзаданности на многозначность, многоплановость, предоставляя зрителю полную свободу собственных интерпретаций увиденного.

     Совершая попытки на философском уровне проанализировать данный феномен, можно выделить несколько векторов в творчестве автора, исследование которых даст возможность подобно мозаичному узору выстроить целостную картину содержательной сути ассоциативного символизма.

Первый вектор имеет метафорическое название –

«В поисках взаимосвязи»

     Диалектическое единство и борьба противоположностей -  традиций и новаций - непрестанно стимулируют процесс творческого поиска, который не дает автору возможности довольствоваться уже достигнутым и подталкивает к все новым и новым экспериментам, в результате чего возникают картины с использованием инсталляций – объемных элементов, гармонично вписанных в сюжет картины. Благодаря инсталляциям достигается возможность еще в большей степени вовлечь зрителя в процесс «игры» со свободными ассоциациями, поскольку у кого-то подвешенные на нитях загадочные детали на картине «В поисках взаимосвязи» ассоциируются с древними свитками, содержащими ответы на вопросы о смысле нашего существования, а у кого-то -  с веретеном, плетущим нити людских умозаключений. Загадочные же мешочки на картине «Homo! Sapiens?», имеющие различное внутреннее содержимое – от монет до бумажных записок, взрываются в нашем воображении целой чередой разнообразных, отличных друг от друга, смыслов. Кто-то видит в них таинственную суть каждого из нас, скрытую за плотной оболочной «мешочка»   нашего тела, у кого-то этот ассоциативный ряд движется в ином направлении. Каждому свое.

     По мнению автора, именно цикл работ с использованием инсталляций максимально точно отражает представление художника об «ассоциативном символизме», именно в этих работах, по его словам, проявляется оригинальный, авторский почерк, отличный от всего того, что уже создавалось ранее в лоне символизма.

Второй вектор

«Хранители древности»

     Он отображает интенцию автора к поиску своих истоков, поиску самого себя в лабиринтах прошлого, поиску утраченной культуры и духовности. Неслучайно, в студенческие годы Алексей ездит по городам – центрам славянской культуры Древней Руси, пытаясь открыть для себя тайны старинной церковной живописи, прочувствовать энергетику, исходящую от фресок древних храмов, в результате чего рождается уникальное монументальное полотно – «Древняя Русь». Оно становится энергетическим проникновением, духовным единением с уникальной эпохой прошлого. Это узрение сути, выход за грани исторической схематичности и шаблонности, это материализация духа тех времен. И совсем неслучайным является выбор живописной техники – энкаустики (дословно -  искусство выжигания), которая была известна уже в Древнем Египте (3 тыс. до н.э.). Связующим веществом красок является пчелиный воск, благодаря которому достигается эффект так называемого «свечения». Именно эту технику использовали древние мастера, именно в этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Энкаустика в соединении с масляными красками позволили автору создать впечатление нематериальности увиденного, символические образы становятся проводниками, благодаря которым осуществляется связь между двумя мирами: материальным и духовным. Автор пытается проникнуть в саму суть явлений, узреть незримое, изобразить неизобразимое. Он переходит от форм к глубинным слоям, к сути, его взгляд пронзает видимое, которое на картинах теряет четкие очертания и растворяется во внутреннем. Пророческие видения, библейские сюжеты становятся лейтмотивом многих произведений автора.

     После создания таких знаковых работ как «Древняя Русь» и «Фатальность», Алексей Анд разрабатывает свой, авторский стиль, которой объединяет в себе технику древнерусской темперной живописи, многослойные лессировки, которые использовал еще основатель масляной живописи Ян ван Эйк, и энкаустику. Этот подход используется при создании работ «Вестник», «Самсон», «Иоанн Богослов», «Сказание о Борисе и Глебе», «Хранитель Символов», «Георгий Победоносец» и др.

     Однако и на этом поиск новых способов творческой реализации не прекращается. Помимо холста, Алексей Анд начинает использовать новый материал – дерево. По определенному стечению обстоятельств оказавшаяся в мастерской автора старинная доска, по его словам, сама начала «диктовать» художнику уже «заложенный» в ней сюжет – автору оставалось лишь всматриваться в ее структуру и, повинуясь внутреннему видению, воссоздавать «схваченный» сюжет. Так появились на свет «Хранитель печатей», «Хранитель древности» и «Тридцать серебряников». Одно для автора остается неизменным -  он общается с нами на языке символов, лишь приоткрывая завесу иной реальности, предоставляя нам возможность видеть и угадывать, размышлять и достраивать вереницу новых смыслов.

Третий вектор

«Симфонии земных структур»

     Вселенская гармония, единение смыслов, всеобщая взаимосвязь символически рождаются в медитативном звучании живописной серии   «Симфония земных структур». Погружаясь в созерцание этих полотен, мы начинаем ощущать себя частью вселенной, размеренно живущей по законам мироздания. Галактические пульсации, озаряющие этот мир неземным сиянием, рождают в воображении автора мистические женские образы – символы вечной женственности и красоты, воплощенные в работах «Pulsation Alpha», «Pulsation Betta», «Pulsation Gamma», «Погружение в бессознательное». Это мир сновидений и грез – неразгаданный сон -  абсолютно по иному открывающий нам сферу бессознательного, которое, появляясь на свет из недр фрейдовского психоанализа, переходит на качественно иной, не исчерпывающий себя физиологизмом, уровень. Оно становится бессознательным более высокого порядка, бессознательным, в котором находятся не только наши вытесненные желания и влечения, животные инстинкты и страхи, а сферой, благодаря которой человеку открывается неземное, божественное.

     Поиск вселенской гармонии немыслим без идеи странствий, паломничества, идеи вечного поиска самого себя в лабиринтах прошлого, настоящего и будущего. Кто мы? Откуда пришли и куда идем? Именно эта тема воплощена в полотнах «Метель», «Странник», «Проходящий мимо». Каждый из героев идет к своей цели своим путем, но движимы они одним – «поиском взаимосвязи».

     На «поиски взаимосвязи» сориентировано и все творчество Алексея Анда -  его «ассоциативный символизм»,  благодаря которому художник пытается постичь суть этого мира, приоткрыть завесу тайн и приблизиться к познанию духовного, благодаря обращению к своим истокам, к мудрости наших предков. Его творчество отображает неповторимую самобытность нашей культуры и призывает обратиться к вечным ценностям, неподвластным веянию времени и сиюминутной конъюнктуре.


Светлана Стоян
кандидат философских наук

 
© 2011 Alexey And | Created by Webmayster.com
signatures
hand